С началом 4 учебной четверти в Оренбургском президентском стартовал учебный марафон «Только вперёд! Ни шагу назад!»
Кадеты, преподаватели и воспитатели как единое целое взяли курс на успешное завершение последней четверти учебного года.
Наши педагоги понимают, что без пробуждения у воспитанников интереса к учебе, без их внутренней мотивации на достижение наилучшего результата в обучении и саморазвитии не всегда можно добиться запланированных результатов.
Поэтому на занятиях активно применяются педагогические формы, методы, приёмы и техники деятельностного типа.
За две недели учебного марафона проведены 62 показательных урока по разным учебным дисциплинам, на которых преподаватели демонстрировали лучшие практики по повышению учебной мотивации и личной ответственности кадет за результат обучения. Плотность отметок, полученных кадетами за этот период, высокая, что позволяет уверенно говорить о качестве среднего балла отметок.
- Чем больше у кадета отметок, чем чаще его оценит педагог на учебном занятии, тем «честнее» будет средний балл текущей, а впоследствии и промежуточной аттестации, – уверена заведующий учебным отделом Галина Навалова.
Основными эффективными приёмами повышения мотивации на уроках у преподавателей отдельной дисциплины (русский язык и литература) стали отработка «орфографической зоркости» при выполнении заданий оценочных карточек, приём «кредит доверия» или «защитный лист», когда каждый кадет без объяснения причины имеет право написать свою фамилию и быть уверенным, что на этом уроке его не спросят. Преподаватель учтет эту просьбу, но на следующем уроке обучающийся должен будет отработать предыдущий материал.
Живой кадетский отклик находит проверка работ с тьюторами, когда в роли «знатока», преподавателя выступают сами кадеты, выполнившие работу на «отлично». В ходе такой работы проверяется уровень усвоения учебного материала, повышается мотивация к обучению (все хотят оказаться в роли тьютора), улучшается отношение к товарищам.
Кадеты младших классов с интересом работают с приемом крок («послесловие»): это может быть фактчекинг, схема, маршрут «лингвистического путешествия», которое будет на следующем уроке. Кадеты должны уйти с урока с ощущением, что завтра их ждет что-то еще более интересное, к чему надо подготовиться.
Преподаватели Дарья Асеева, Елена Лапина, Галина Голощапова, Наталья Санькова, Ольга Щербакова, Елена Хасенова и Наталья Абрашикова не останавливаются на достигнутом, находятся в постоянном педагогическом поиске.
Преподаватели иностранных языков Нина Строгонова, Татьяна Мерзлякова и Лилия Байшукурова сделали акцент в рамках учебного марафона на интеграцию с такими предметными областями, как история, обществознание и информационные технологии. На уроках используются технология сотрудничества и интерактивная технология обучения.
Преподаватель Наталия Смирнова отмечает, что отличительной особенностью уроков иностранного языка в Оренбургском президентском является разнообразие видов деятельности, позволяющих выявить сильные стороны каждого кадета: кроссворд, работа с текстом, грамматические упражнения, монологическое высказывание, индивидуальные задания и работа в парах. Живое общение и дискуссия создают благоприятную атмосферу, помогают решить проблему речевого общения обучающихся со способностями разных уровней и повышают мотивацию к обучению.
Интересен опыт преподавателя английского языка Евгении Фисенко, придумавшей урок обобщения материала на тему «Развлечения» в форме интеллектуальной викторины «Своя игра».
Перед ее участниками стояла задача ответить на вопросы четырех категорий (вокабуляр на тему «Развлечения» и «Театр», грамматическая тема «Страдательный залог» и «Коммуникативные ситуации на тему «Приглашение в театр»). Каждая из категорий, в свою очередь, включала в себя четыре интерактивных задания разных типов – «Найди ошибку», «Выбери лишнее слово», «Где логика?», «Выбери нужное слово», «Какой предлог?», «Соедини две части коллокации», «Пригласи друга на концерт», «Быть или не быть?».
Согласно правилам игры одно из игровых полей было отмечено как «Кот в мешке». Десятиклассники рискнули открыть его и получили приятный сюрприз, увидев знаменитый танец маленьких лебедей из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
Перед началом интеллектуальной викторины Евгения Фисенко предложила парням форму для самооценки, которую следовало заполнять в ходе игры. Условным символом «Маска комедии» кадеты отмечали темы модуля, не вызвавшие у них затруднений. Если же в ходе выполнения игровых заданий у них случались ошибки, то символ «Маска трагедии» служил знаком того, что эту категорию заданий нужно повторить перед контрольной работой.
По словам старшего методиста учебного отдела Ольги Каширской, не только учителя организуют свой урок, но и кадеты:
- 16 учебный взвод стал организатором праздничной Birthday Party, а руководила «процессом» преподаватель английского языка Лилия Байшукурова. Кадеты поставили своей целью помочь сверстникам-туристам в планировании проведения вечеринки по случаю Дня рождения в столице нашей Родины и составить тайминг мероприятия «A b-day party in Moscow».
Преподаватели географии используют во время учебного марафона модульную технологию и технологию критического мышления. Высокая работоспособность кадет обеспечивается за счет использования военной составляющей на этапе изучения нового материала.
Преподаватели физики предпочитают использовать элементы технологии проблемного обучения, а также информационно-коммуникационные технологии.
На уроках биологии преподаватели формируют естественно-научную грамотность, создавая условия, когда «открытие» нового знания и понимание естественно-научных идей ощущается кадетом, как удовлетворение полученным результатом, мотивирует его к дальнейшему изучению биологии.
- Девятиклассники, отработав «ментальную карту» на тему «Орган слуха и равновесия», свободно выполняют задания как порогового уровня, так и высокого, – говорит руководитель предметно-методической кафедры естественных наук Инна Палаева. – Это позволяет стимулировать стремление кадет к более глубокому изучению предмета.
«Коньком» преподавателя биологии Сергея Ивлиева является выполнение разноуровневых дифференцированных заданий и информационных мини-проектов, позволяющих кадетам принимать самое активное участие в проведении урока, что повышает их самооценку и мотивацию. Кроме того, уроки включают в себя элементы интеграции актуальной тематики – например, День космонавтики или День Земли, что способствует профориентационной работе.
Интерактивный характер уроков математики, использование различных обучающих методик – таких, как групповые обсуждения, задания на самостоятельное решение и презентации результатов, сделали процесс обучения на старте 4 учебной четверти интересным и запоминающимся для кадет.
Так, в преддверии 79-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне урок в 7«д» классе получил боевое название «В разведку». Преподаватель математики Эльвира Ермолаева поставила перед кадетами задачу «провести разведку местности», выполнив предложенные упражнения с учетом полученных знаний на тему «Решение систем линейных уравнений различными методами».
Преподаватель Иван Журавлев открыл для кадет увлекательный мир углов, функций и их взаимосвязей, предложив сыграть в «Свою игру», в которой нашли отражение разнообразные методы решения тригонометрических уравнений – от простых до более сложных. Кадеты научились понимать графики тригонометрических функций при решении уравнений, что позволит им «визуализировать» процесс усвоения учебного материала.
Накануне Дня космонавтики с отличным настроением и бумажными «космическими скафандрами» вышел из кабинета математики 75 учебный взвод.
- На уроке я смог закрепить правила умножения, – поделился впечатлениями кадет Артур Мухаметгалеев. – И очень понравился «космический скафандр», который преподаватель Татьяна Алексеевна Котова подарила каждому из нас!
Интересен опыт повышения мотивации кадет к учебе, наработанный преподавателями информатики Оренбургского президентского. Варвара Колодинская, например, использует в работе элементы эмоциональной мотивации. На таких уроках кадеты «побеждают» задачи, «высмеивают» допущенные ошибки, шутят или горюют над неудачами с обязательным последующим ликованием в связи с одержанной победой.
Преподаватель Александр Евлампьев предлагает кадетам самостоятельно выбирать выполняемые задания по уровню сложности. После объяснения теоретического материала он знакомит парней с перечнем решаемых на уроке разноуровневых задач, затем предлагает каждому выбрать, какие из них он может решить. Это позволяет кадетам закрепить теоретические знания, полученные на уроке, и проявить интерес к выполнению более сложных заданий, что и происходит.
Преподаватель Евгений Курсанов на уроках информатики использует прием обращения к жизненному опыту обучающихся, повышая тем самым их учебную активность.
Преподаватель Юлия Каширина вовлекает каждого воспитанника в процесс изучения табличного процессора Excel, активно используя метод проблемного диалога. Понимание того, что программные продукты очень быстро развиваются и меняются, мотивирует кадет на изучение программы не только с позиции интерфейса, а главное – принципа работы.
Преподаватели технологии Ольга Чурносова и Александр Юденко нередко используют на своих уроках проектный метод обучения. В 4 учебной четверти работа над собственными проектами предстоит кадетам 5-8 классов. А кроме того, в завершение четверти каждого кадета ожидает процедура защиты своего проекта. Оценивать кадетские проекты будут не только преподаватели, но и сами кадеты в соответствии с критериями, которые сами же определили на первых уроках 4 учебной четверти. Все кадеты без исключения получили мощный заряд мотивации на предстоящую работу.
- Педагогическое мастерство преподавателей истории Светланы Живайкиной, Евгения Некрытого и Ивана Лопаткина позволяет раскрыть возможности каждого кадета, повысить их познавательный интерес к изучаемому предмету, – комментирует работу коллег заведующий методическим кабинетом Лариса Кадошникова. – Каждый урок, каждая его минута – это интеллектуальный исторический бой, учебное сражение, когда никто из кадет не имеет возможности отсидеться в стороне. Чтобы воспитанники не утратили интерес к изучению истории, для развития их познавательной деятельности и повышения учебной мотивации педагоги постоянно находятся в поиске новых форм обучения и активно их внедряют. Ярким тому примером служит, например, применение настольной игры «Тримино» для закрепления изученных исторических дат и терминов, осуществления контроля над выполнением домашних заданий.